23 глава от Матитйаhу (Матфея) – толкование

Январь 13, 2019
Комментариев к записи: 0

В данной главе, Йеhошуа в очень жесткой форме вынес на свет лжеучение учителей Торы и перушим. Показал талмидим и толпе народа основные их отступления от Торы и предупредил их, чтобы они не поступали по учению Учителей Торы и перушим, а поступали лишь в соответствии с тем, что написано в Торе.

Предсказание цитатами из ТаНаХ о великом бедствии которое Йеhова обрушит на Йеhуду, за непрестанное отступление от Торы. Бедствие это будет длится до тех пор, пока не почтут Йеhошуа, как своего Машиаха.

Наставление талмидим о перушим и учителях Торы

1 Затем Йеhошуа обратился к толпе народа и к своим талмидим:

2 «Учителя Торы и перушим сели на трон Моше.

3 Итак, все что они вам читают из Торы, запоминайте и исполняйте; по делам же их не поступайте, ведь они читают и не исполняют.

Учителя Торы и перушим сели на трон Моше – трон Моше, или седалище, это то судейское место, где сидел Моше, когда к нему приходили люди решать житейские тяжбы.

14 На другой же день сел Моше судить народ, и стоял народ пред Моше с утра до вечера.

15 И видел тесть Моше все, что он делает с народом, и сказал он: «Что это такое делаешь ты с народом? Зачем ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?

16 И сказал Моше тестю своему: «Ведь приходит ко мне народ вопрошать Элоhим.

17 Когда бывает у них дело, доходит оно до меня, и я сужу между одним человеком и другим, и объявляю уставы Элоhим и наставления Его».

(Шемот 18)

Перушим считали себя преемниками Моше, которым он передал власть сидеть на его троне и решать судьбы людей.

Если какой человек берет на себя инициативу управлять каким-то делом, все, что он делает, делает с полной ответственностью за происходящее. Так обстоит дело и с перушим – они взяли инициативу учить и судить народ. Потому, Йеhошуа обрушился на них с гневом за происходящее, т.к. они не собирались нести ответственность за происходящее, а все свои промахи списывали на невежество народа.

все что они вам читают из Торы, запоминайте и исполняйте – следуйте учению Торы, которое они вам читают.

по делам же их не поступайте, ведь они читают и не исполняют – почему перушим не исполняли Тору? Как такое возможно, если они являются почетными людьми? Все дело в том, что они соблюдали законы, установленные Мудрецами – таканот. Об этих таканот и говорит Йеhошуа ниже, перечисляя часть из них. Именно по этим делам, по таканот, которые соблюдают перушим, не следует поступать. Они читают Тору, и вместо ее заповедей, соблюдают таканот.

О делах и учении перушим

Таканот

4 Связывают тяжелые ноши, неудобоносимые и возлагают на плечи людей; сами же пальцем не желают двинуть их.

Связывают тяжелые ноши, неудобоносимые и возлагают на плечи людей – придумывают законы, которые народу трудно исполнять. Они, со своей точки зрения, преподносят это как благо для общества – таканот несет благо обществу. На самом деле этими таканот усложняют жизнь обществу. Мало того, вводят людей в заблуждение и этими таканот, вводят людей в грех.

сами же пальцем не желают двинуть их – перушим очень требовательны к людям, к себе же они не требовательны. Законы, которые придуманы для благо общества, перушим соблюдать не обязательно, так как сами перушим находятся в более совершенном и духовном состоянии. Таканот же нужны, по их мнению, для народа, чтобы он не грешил.

Христианство: Католицизм, Православие и Протестантизм, очень похожи по своей системе на систему перушим. Там, так же есть религиозные авторитеты, которым, якобы с Неба дано право, принимать новые законы.

Любовь к славе и почету

5 Все же дела делают напоказ перед людьми; ведь они надевают широкие тфилины и удлиняют цицийот,

6 Любят первые места на праздничных обедах и первые места в синагогах,

7 И приветствия на рыночных площадях, и когда люди называют их ‘Раби’.

Все же дела делают напоказ перед людьми – у каждой религиозной системы есть своя система воспитания ее членов. Если, для примера взять христианских миссионеров, то их обучают, как нужно вести диалог с человеком, чтобы расположить его к себе, а затем завлечь в свою церковь. Для этого они научены всегда улыбаться; всегда соглашаться с мнением оппонента, но при этом, склонять человека к своей точке зрения; льстить человеку, чтобы расположить его к себе; искусно входить в доверие и тд.

Аналогичное воспитание проходит каждый талмидим у перушим. Поэтому, говоря обо всех перушим, Йеhошуа, говорит как о самой их системе, а не об каждом отдельно взятом перушим. Из текстов Брит Хадаша мы видим, что немало было перушим, которые были весьма порядочными людьми и даже не всегда участвовали в общественных поступках общества, как например Йосэйф из Аримафеи:

49 Там находился человек по имени Йосэйф, член Сангедрина. Он, хороший человек, цадик,

50 Не был согласен ни с намерениями Сангедрина, ни с его действиями. Родом он был из Раматаима, города иудеян, и с нетерпением ожидал Царство Элоhим.

51 Этот человек подошел к Пилату и попросил у него тело Йеhошуа.

(Бсура Това от Луки 23)

надевают широкие тфилины – тфилин, коробочка для хранения в ней текстов из Торы. Эти коробочки привязываются на лоб, над глазами, и на правую руку. Моше, призывая народ соблюдать заповеди Торы, использовал аллегорию, говоря:

18 Положите же эти слова мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они начертанием между глазами вашими.

(Деварим 11)

Люди того времени не умели читать Тору. Они были обычными скотоводами и земледельцами. Привязать заповедь к руке или к голове – ничего, по сути не дает, так как человек не умеет читать. Если человек заучил заповедь наизусть, нет необходимости в том, чтобы ее записывать и хранить на лбу или на руке.

Нужно так же обратить внимание, что Моше не говорит, что учение Торы нужно навязать в коробочке, а говорит: да будут они начертанием между глазами вашими – буквально, написаны на вашем лбу. Можно ли всю Тору (10 изречений), написать на лбу? Он имел ввиду чтобы заповеди Торы, всегда были перед глазами вашими, т.е. вы всегда помнили их.

Этой же аллегорией пользуется и Шеломо:

20 Сын мой, храни заповедь отца твоего, и не отказывайся от учения матери твоей;

21 Навяжи их навсегда на сердце твоем, обвяжи ими шею твою.

22 Когда пойдешь, (Тора) будет руководить тебя; когда ляжешь (спать), будет охранять тебя, и когда пробудишься, будет беседовать с тобою,

23 Ибо заповедь – светильник, и Тора – свет, и назидательные обличения – путь жизни;

24 Чтобы остерегать тебя от женщины злой, от льстивого языка чужой.

(Мишлей 6)

1 Сын мой, сохрани слова мои и заповеди мои сбереги при себе.

2 Сохрани заповеди мои и живи, и учение мое, как зеницу глаз твоих.

3 Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижалях сердца твоего.

(Мишлей 7)

Однако, перушим внесли повеление Моше в свое богословие, в буквальном смысле слова. И чем шире коробка – тфилин, тем праведней перед обществом перушим.

удлиняют цицийот – кисти на краях одежды. Чем длиннее кисть на краях одежды, тем праведней считается перушим перед народом.

Поэтому, Йеhошуа говорит народу – вся их праведность, это лицемерная показуха через религиозные атрибуты.

Любят первые места на праздничных обедах и первые места в синагогах – почетные места, для особых гостей или посетителей. Этим они желают показать свою значимость окружающим, что они весьма уважаемые люди потому и садят их на почетные места.

И приветствия на рыночных площадях – когда на каждом шагу простые люди оказывают им почтение в приветствиях.

когда люди называют их ‘Раби’ – Раби, что значит: мой повелитель, мой господин, отец мой, мой учитель.

Один у вас Раби и один Отец

8 Но вы не позволяйте называть себя ‘Раби’; потому что у вас один Раби, вы же все есть братья.

9 И не называйте никого на земле ‘Отец’, ведь один есть Отец, Который на небесах.

10 И не позволяйте называть себя ‘наставниками’, потому что наставник ваш есть только один – Машиах!

11 Больший из вас, пусть будет у вас слугой,

12 Потому что тот, кто возвышает себя, будет принижен, а тот, кто принижает себя самого, будет возвышен.

Но вы не позволяйте называть себя ‘Раби’ – не ходите по учению перушим и не практикуйте, чтобы называть своих лидеров, своим господином.

потому что у вас один Раби – Машиах, является господином, царем Исраэйла. Царь, должен быть только один.

вы же все есть братья – вы все равны между собой и никто не должен господствовать над другим.

И не называйте никого на земле ‘Отец’ – система перушим, как уже говорились, очень схожа с христианством, где так же есть святые отцы, отцы церкви, которые установили законы и правила для церкви. Церковь по сей день живет по учению святых отцов. То же самое было у перушим. Возможно, причиной для этого, стало отношение пророка Элиши к Эйлийаhу:

11 И было, когда они шли, и, идучи, разговаривали, вот, (появилась) колесница огненная и кони огненные, и отделили они одного от другого; и вознесся Эйлийаhу вихрем в небо.

12 Элиша же, увидев (это), вскричал: отец мой, отец мой (учитель мой)! Колесница Йерушалэймя и всадники его (мощь Йерушалэймя)! И больше не видел его. И схватился он за одежды свои, и разорвал их надвое.

(2-е Мелахим 2)

Когда же смертельно заболел сам Элиша, то царь Йоаша говорил такие же почтительные слова:

14 И заболел Элиша болезнью, от которой (должен был) умереть. И пришел к нему Йоаш, царь Йсраэйльский, и плакал над ним, и говорил: отец мой, отец мой! Колесница Йерушалэймя и всадники его!

(2-е Мелахим 13)

Но, это не являлось общепринятым правилом, это было спонтанно, по причине значимости Эйлийаhу для Элиши, и Элиши для Йоаша. Это было личное. Перушим же считали себя отцами народа, потому распространяли учение о том, чтобы их называли ‘Раби’. Поэтому, Йеhошуа призывает талмидим и народ, чтобы среди них не зарождались, так называемые святые отцы.

ведь один есть Отец, Который на небесах – родители дают жизнь своим детям, а Отец Небесный дает жизнь вечную своим детям. Люди не вправе наделять человека бессмертием, да и им это не под силу.

И не позволяйте называть себя ‘наставниками’ – Наста́вничество — отношения, в которых опытнее или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

Но, что плохого в том, чтобы наставник обучал несведущего в Торе человека? Речь идет все о том же превосходстве одного над другим и стихами ниже, Йеhошуа об этом говорит.

потому что наставник ваш есть только один – Машиах – никто из людей не может говорить о себе, чтобы люди равнялись на него. Йеhошуа говорил о себе:

28 Приходите ко мне все изнуренные и обремененные, и я дам вам покой.

29 Наденьте на себя ярмо мое и учитесь у меня, потому что я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душе своей,

30 Ведь ярмо мое удобное, а поклажа моя легка».

(Бсура Това от Матитйаhу 11)

Стихи 11,12 – Йеhошуа подвел все вышесказанные наставления к тому, чтобы тот, кто хочет быть руководящим, должен превратиться в раба, чтобы прислуживать тем, кто не сведущ в Торе. Учить человека не только словами из Торы, но и своим поведением, проявляя заботу. Всякий кто будет возвышать себя на земле, будет принижен на Небе, а всякий, кто будет принижать себя на земле, будет возвышен на Небе.

Беззакония перушим и учителей Торы

Приводите людей в погибель

13 Горе же вам, лицемерные учителя Торы и перушим! Потому что закрываете Царство Небес перед людьми. Не входите сами и, желающим войти, не позволяете.

14 Горе вам, лицемерные учителя Торы и перушим. Вы обходите землю и море, чтобы обратить в прозелиты хотя бы одного; а когда вам это удается, делаете его сыном hей-hинома в двое вашего!

закрываете Царство Небес перед людьми – закрывают как своим поведением, так и обучением. Как уже выше говорилось, каждое религиозное общество воспитывает своих подопечных по определенной религиозной системе. И если в обществе в учении присутствует какое отступление от Торы, оно распространяется на всех. И, как правило, люди одной религиозной системы очень походи друг на друга в мировоззрении, в поведении, во внешности, даже в манере говорить, иметь одно моральное понимание вещей.

Не входите сами – сами себя лиши спасения.

желающим войти, не позволяете – желающих войти в Царство Небес, ведете в погибель.

обходите землю и море, чтобы обратить в прозелиты хотя бы одного – в настоящее время раввинистическое движение отказалось от миссионерской деятельности среди гоим, в то же время, перушим практиковали миссионерство среди гоим.

делаете его сыном hей-hинома в двое вашего – делайте его преступником против Всевышнего в два раза хуже себя.

Проклинаете Храм и Небеса

15 Горе вам, слепые поводыри! Вы говорите: ‘Если кто-либо поклянется Храмом, он не связан клятвой; а если кто поклянется золотом Храма, то связан’.

16 Глупые и слепые! Что важнее? Золото? Или Храм, который освящает золото?

17 Также говорите: ‘Если кто-то клянется жертвенником, он не связан клятвой; а кто поклянется приношением на нем, то связан’.

18 Слепцы! Что важнее, приношение или жертвенник, освящающий приношение?

19 Поэтому тот, кто клянется жертвенником, клянется им и всем, что находится на нем.

20 А тот, кто клянется Храмом, клянется им и Живущим в нем.

21 Тот же, кто клянется небесами, клянется престолом Элоhим и Сидящим на нем.

Эти таканот, совершенно противоречивы учению Торы. Однако, перушим так не считали и именно таким пониманиям вещей учили своих талмидим и народ.

слепые поводыри – поводырь, это человек, который водит слепого человека, чтобы тот не упал и не покалечился или не погиб. Йеhошуа называет перушим слепыми поводырями, подразумевая, что они, не понимающие сути Торы, пытаются учить ее истинам других, несведущих в ней. И как говорит пословица: если слепой ведет слепого, оба погибнут, упав в яму.

А тот, кто клянется Храмом, клянется им и Живущим в нем – клянется Йеhовой, а значит, его клятва основывается на самом высшем. Потому, такая клятва (Храмом), является ответственной, человек связывает себя ею. Но, если он ее не исполняет, чтобы извлечь для себя выгоду, как этому учат перушим, человек наводит на себя и свой дом проклятие. Бог поругаем не останется.

кто клянется небесами, клянется престолом Элоhим и Сидящим на нем – клятва Небом, это тоже, что и клятва Храмом. Перушим учили, что клятва Небом, не связывает человека обязательствами, эту клятву можно нарушить.

Оставили суть Торы ради показной праведности

22 Горе вам, лицемерные учителя Торы и перушим. Вы платите десятину с мяты, укропа и тмина; но оставили без внимания важнейшие вопросы Торы: правосудие, милосердие, веру. А ведь именно этому вам следует уделять внимание, и именно это следует хранить!

23 Слепые поводыри, отцеживающие комара, а верблюда проглатывающие!

Вы платите десятину – разве ее не следовало платить? Дело в том, что через десятину было очень легко показать свою т.н. праведность перед обществом, тогда как ими же пренебрегались: правосудие, милосердие, доверие к Богу.

важнейшие вопросы Торы – забота о людях не должна оставляться без внимания, потому что любовь к ближнему – это суть Торы. Перушим извращали суд, почитали только богатых, чтобы впоследствии от них получить почтение. Их учение разрушало доверие к Богу.

Очевидно из повествований, как они пренебрежительно относились к грешникам, к самому Йеhошуа, подкупили предателя и нечестиво осудили Йеhошуа на смерть. Это было обычное их поведение и состояние. Но, как уже выше говорилось, не все перушим были таковыми. И все же, как это обычно бывает в этом мире, таковыми были те, кто имел большую власть и влияние. Это как правило, были дети богатых и особо влиятельных людей.

Внутренний мир перушим и учителей Торы

24 Горе вам, лицемерные учителя Торы и перушим. Вы очищаете внешнюю поверхность чаши и блюда, но внутри они полны грабительства и невоздержания.

25 Слепой паруш! Сначала вычисти внутреннюю поверхность чаши, чтобы и снаружи было тоже чисто.

26 Горе вам, лицемерные учителя Торы и перушим! Вы подобны побеленным гробницам, которые хорошо выглядят снаружи, а внутри полны костей мертвецов и всякой нечистоты.

27 Подобно этому и вы, снаружи кажетесь людям праведниками, а внутри вы полны лицемерия и отступничества от Торы.

Именно о выше сказанных перушим, Йеhощуа так и говорит, что они в показных делах и поведении кажутся людям цадиками, на самом же деле, эти люди являются страшными лицемерами и отступниками от Торы.

Кровь всех святых на ваших руках

28 Горе вам, лицемерные учителя Торы и перушим! Вы строите гробницы пророкам и украшаете могилы цадиким,

29 И говорите: ‘Если бы мы жили во времена наших отцов, небыли бы их сообщниками в пролитии крови пророков’.

30 Но этим, вы свидетельствуете против себя, что вы есть сыновья, убивавших пророков.

31 Таким образом, вы наполните меру отцов ваших!

32 Змеи! Порождения змей! Как вам удастся избежать осуждения в hей-hинома?

33 ‘И посылал Я к вам всех рабов Моих, пророков, с раннего утра отсылая (их) каждый день, Но не внимали Мне и не приклонили уха своего, ожесточили выю свою и поступали хуже отцов своих’ – одних вы убивали и распинали; других били в синагогах, а иных преследовали из города в город.

34 Пусть придет на вас вся пролитая на земле кровь праведников, от крови Хевеля праведного, до крови Зехарйи Бен-Берехии, убитого вами между Храмом и жертвенником.

35 Амэйн! Говорю вам, придет это все на народ этот!

Вы строите гробницы пророкам и украшаете могилы цадиким – таким образом была ими воздвигнута могила пророка Зехарйи, сын Иддо (Иодая).

вы есть сыновья, убивавших пророков – не буквальные дети тех, кто убивал цадиков и пророков, а религиозными последователями тех, кто стоял у истоков учения перушим.

вы наполните меру отцов ваших – мера, чаша беззакония, которую начали наполнять ваши отцы, вы доливаете в нее свои беззакония. Таким образом, делаете одно с ними нечестивое дело.

Змеи! Порождения змей! – смертоносные существа, способные убивать людей своим ядом. Буквально дети гадюк. Ваши духовные отцы — это гадюки, а вы их потомство – гадюшата. Ваше общее дело – умерщвлять.

33 стих – Йеhошуа цитирует пророка Йирмейу, чтобы показать им их преступления, дополняя своими словами о преступлениях перушим и им подобных, кто ведет войну со святыми.

Пусть придет на вас вся пролитая на земле кровь праведников – вам вменится вина за всю кровь праведных людей, пролитую на земле.

от крови Хевеля праведного – какое отношение перушим имеют к смерти Хевеля (Авеля)? Они делают одно общее дело с Каином и ему подобными, убивая невиновных ради своей репутации, своих интересов. Именно по этой причине они и убили Йеhошуа. Ведут войну со святыми Йеhовы.

Современное раввинистичесвое движение в своем богословии поддерживает их поступок убийства Йеhошуа, т.к. по их мнению, они устранили язву общества – самозванца и обманщика.

до крови Зехарйи Бен- Йеойада, убитого вами между Храмом и жертвенником

18 И они оставили дом Йеhовы, Элоhим отцов своих, и стали служить Ашэйрам и идолам; и был гнев (Йеhовы) на Йеhуду и Йерушалэйм за эту их вину.

19 И Он посылал к ним пророков для обращения их к Йеhове, и они предупреждали их, но те не слушали.

20 И дух Элоhим облек Зехарйа, сына Йеойады, священника, и встал он на возвышении пред народом, и сказал им: Так говорит Элоhим – зачем вы преступаете повеления Йеhовы? Не будет удачи вам. Как вы оставили Йеhову, так Он оставит вас.

21 И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя во дворе дома Йеhовы.

22 И не вспомнил Йоаш, царь, милость, оказанную ему Йеойадой, отцом его, и убил его сына. И умирая, сказал (Зехарйа): Да увидит Йеhова и взыщет!

(2-е Диврей hа-Йамим 24)

Не следует путать Зехарйу Бен- Йеойада, с пророком Зехарйей Бен- Бэрэхйа, хотя в Синодальном Новом Завете это спутано. Зехарйей Бен- Бэрэхйа, служил после Бавэлского плена и содействовал своим служением Зеруббавэлу. Зехарйа Бен- Йеойада же, был убит во времена царей, т.е. до изгнания в Бавэл. Он был сыном священника.

Предсказания цитатами из ТаНаХ

36 Йерушалэйм! Йерушалэйм! Убивающий пророков и побивающий камнями, посланных к тебе! Сколько раз Йеhова хотел собрать твоих детей, подобно тому, как куропатка собирает цыплят под своими крыльями, но вы не пожелали!

37 ‘… Собою клянусь, что дом этот превратится в развалины’.

38 ‘Йеhуду отрину Я от лица Моего, как отринул Я Исраэйл, и возненавижу город этот, который Я избрал, Йерушалэйм, и дом, о котором Я сказал: Будет там имя Мое’, пока не скажете: ‘Благословен приходящий во имя Йеhовы'».

36 стих – цель Йеhовы через служение пророков была в том, чтобы исправить пути руководства – царей и священников, потому что от их праведности зависела праведность народа. Когда они отступали от Торы, это делал и народ.

собрать твоих детей – объединить вокруг святого города и Храма. Посланник Шаул говорит о детях Небесного Йерушалэйма:

26 Однако тот Йерушалэйм, что выше, свободен, и является нашей матерью;

(Письмо в Галатию 4)

Йеhошуа, как раз говорит о том, что цель пророков – обратить народ и сделать его не плотскими детьми Авраама, потому что таковыми они уже были, но духовными и детьми не земного Йерушалэйма, потому что таковыми они уже были, но небесного.

37 стих – Йеhошуа цитирует пророка Йирмейу.

38 стих – Йеhошуа цитирует слова Йеhовы из второй книги Мелахим. Это бедствие будет продолжаться до тех пор, пока весь народ Исраэйла не признает в Йеhошуа, своего истинного Машиаха. Он цитируют для этого слова из 110 теhелим: ‘Благословен приходящий во имя Йеhовы’. Этим благословением они почтут его, когда вся страна признает, что только он был, есть и будет истинным Машиахом, принесшим своему народу бессмертие.

По сей день, по сути Йерушалэйм не является центром детей Исраэйла и Храм, остается в развалинах. Цитируя эти слова Йеhовы, Йеhошуа предсказал народу о великой трагедии. Эту он еще продолжит с талмидим в следующей главе.

Admin

, , ,

Оставить комментарий