Недельная глава Ницавим [Вы стоите] с комментариями

7 сентября, 2018
Комментариев к записи: 0

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Ницавим по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.

Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализируя, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.

Основные фрагменты главы Ницавим:

Вы стоите сегодня пред Йеhовой

Деварим (Второзаконие) 29:9-14

Моше указывает, что все вы – от малолетнего до престарелого, а так же, рабы ваши и поселенцы среди вас. Он обобщает всех их как единую общину, которая стоит перед Йеhовой чтобы заключить завет с Ним.

Чтобы вступить тебе в завет с Йеhовой… – о каком завете идет речь? Разве на горе Синай не был заключен Завет? Речь идет о завете благословения и проклятия, о котором уже идет речь в главах выше. Завет заключается со всеми, кто стоит перед Йеhовой, от мала до стара, включая рабов и пришельцев.

…и с теми, которых нет здесь с нами сейчас – с последующими поколениями общины Исраэйла, включая всех будущих рабов и пришельцев, которые будут жить среди народа. Закон благословения будет действовать на всех, потому что каждый будет нести наказания за свой грех и благословляем за свою личную праведность.

Корень, приносящий яд и полынь

Деварим (Второзаконие) 29:15-20

может быть есть среди вас корень, приносящий яд и полынь – отравляющий общество, корень, от которого будет расти ядовитое растение, приносящее обществу смерть за грех идолопоклонства. Как это было при Баал-Пегоре, когда грех начался с одного человека, а распространился на всю общину и в стане начался страшный мор.

О горьком корне, говорил и посланник Шаул, наставляя общину в Йерушалэйме:

15 Смотрите, чтобы никто не лишился помилования Элоhим, чтобы никакой горький корень, появившись, не причинил вреда и не заразил многих,

16 И чтобы не было среди вас распутных людей, или нечестивых, подобно Эсаву, который променял свое первородство на пищу.

17 Вы знаете, что впоследствии он, желая получить от отца благословение, был отвергнут, и, хотя просил со слезами, его раскаяние не помогло ему.

(Письмо в Йерушалэйм 12)

Во времена Шаула, принявшие Машиаха, впоследствии отрекались от него ради того, чтобы угодить фарисеям. Так и в наши дни, люди безрассудно принимают учение тех, кто хулит и злословит нашего Машиаха, отрекаясь от Машиаха, для того, чтобы угодить людям. Конечно же, таким прощения уже не будет, хотя они могу и раскаиваться, как это делал Эйсав или Йеhуда из Криота. Своим примером такие отступники заражают и других, кто отрекается от Машиаха и лишает себя вечной жизни, ради человеческого учения. Это Шаул называл горьким корнем, от которого произрастает смерть, которую победил наш Машиах Йеhошуа. Они же возвращаются по верной пословице как свиньи в свою смертную блевотину, из которой были искуплены некогда милостью Йеhовы и кровью Машиаха.

…таким образом, отнимется утоление у жаждущего – следующим стихом можно прокомментировать эту аллегорию:

Не благоволит Йеhова простить ему …

Нуждающийся в милости будет лишен милости и будет жестоко наказан. Как об этом и говорит посланник Шаул: …его раскаяние не помогло ему.

Вопрос будущих поколений

Деварим (Второзаконие) 29:21-27

Наказание за идолопоклонство будет столь велико, что это будет очевидно много лет, как например Иудея пустовала семьдесят лет, а народ в это время был в плену Вавилонском. А после последнего разрушения Храма – 2000 лет земля пустовала, и только не так давно, Всевышний позволил народу вернуться в Эрец-Испаэйл.

За что такая кара? Ответ очевиден в контексте:

24 … За то, что они оставили завет Йеhовы, Элоhим отцов своих, который Он заключил с ними, когда Он вывел их из земли Египетской.

25 И пошли, и служили элоhим иным и поклонялись им – элоhим, которых они не знали и которыми Он их не наделял.

Это конкретная причина, потому что Всевышний исполнил слова этого завета, как Он и обещал.

Сокрытое и открытое

Деварим (Второзаконие) 29:28

Сокрытое – это Йеhове, Элоhим нашему – то что скрыто от людских глаз и ума, Всевышний будет судить Сам.

…открытое – нам и сынам нашим навечно – всякое открытое преступление народ должен судить в соответствии Торой, чтобы преступления в общине пресекались на корню.  Потому, что если преступления будут оставаться безнаказанными, на народ придет проклятие завета. Что и было во времена пророка Йешайи.

Возвращение после исполнения слов завета

Деварим (Второзаконие) 30:1-5

В Данном отрывке Моше наставляет народ на будущее, что когда он будет наказан за свои беззакония и окажется изгнанным из Эрец-Исраэйл, то исправить свое положение и вернуться к Йеhове можно лишь обратившись в раскаянии от гнусных дел своих.

После обращения, Йеhова смилуется и исполнит завет благословения: облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих.

Обрезание сердца

Деварим (Второзаконие) 30:6-10

Знак завета на теле – это знак того, что у человека обрезано сердце. Нужно понимать, что женщины не совершали обрезания, однако, совершая грех, они наказывались за него наравне с мужчинами. И народ, кости которого легли в пустыне за грех своеволия, состоял не только из мужчин, но и из женщин. Потому, для Всевышнего в первую очередь важно обрезание сердца, и только потом, Ему будет угодно обрезание плоти.

Йеhова заключил завет благословения и проклятия с народом, который был не обрезан по плоти. Обрезание же было совершено позже, после того, как умер Моше и руководство общиной принял Йеhошуа:

2 В то время сказал Йеhова Йеhошуе: сделай себе ножи кремневые и опять обрежь сынов Исраэйла, во второй раз.

3 И сделал себе Йеhошуа ножи кремневые, и обрезал сынов Исраэйла у холма Аралот.

4 И вот причина, почему обрезал Йеhошуа: весь народ, вышедший из Египта, мужчины, все люди, способные к войне, умерли в пустыне в пути по выходе из Египта;

5 Весь же народ вышедший был обрезан, а весь народ, родившийся в пустыне, в пути по выходе из Египта, не был обрезан.

6 Ибо сорок лет ходили сыны Исраэйла по пустыне …

(Йеhошуа 5)

Как видим, что необрезание, не повлияло на совершение завета о благословении и проклятии, потому что Йеhова смотрит на сердце: наклонено ли оно к соблюдению десяти Изречений.

Об этом же писал и посланник Шаул:

24 Ибо знак Договора на теле имеет ценность тогда, когда исполняются слова Торы. Но если ты нарушитель Торы, твоя обрезанность стала необрезанностью!

25 Потому, если необрезанный исполняет праведные требования Торы, не будет ли его необрезанность зачтена ему как обрезанность?

26 И в самом деле, человек, физически не обрезанный, но исполняющий Тору, станет осуждением тебе, имеющему брит-милу и имеющему Тору, но нарушившему ее!

27 Ибо настоящий еврей – не просто тот, кто обладает наружным свидетельством еврейства: истинное обрезание выражается не только во внешнем и физическом.

28 Напротив, настоящий еврей – еврей, обладающий внутренним еврейством; а истинным знаком Договора – обрезание сердца, духовное, а не буквальное; так что похвала ему исходит не от людей, но от Элоhим.

(Письмо в Рим 2)

Что мы видим? Мы видим то, что обрезанные полегли в пустыне за свое необрезанное сердце, а необрезанные пришли в Прекраснейшую землю, потому что их сердца были обрезаны. Потому и привел их Йеhова в Эрец-Исраэйл, потому и заключил с ними, а через них и с будущими поколениями обрезанных, завет о добре и зле, благословении и проклятии.

Только если обратишься к Йеhове, Элоhим твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоею – речь идет о том, что если после своего рассеяния народ искренно обратится от беззакония, Всевышний восстановит его и благословит его. Если же это обращение будет не искренним, Всевышний не восстановит и не благословит.

Заповедь эта в устах и в сердце

Деварим (Второзаконие) 30:11-14

А весьма близко к тебе слово это — в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его – как понимать данное изречение Моше? Для понимания следует обратиться к словам Шаула:

6 Более того, праведность, основанная на доверии [Элоhим] говорит: «Ибо заповедь эта, которую я заповедую тебе ныне, не сокрыта она от тебя и не далека она (т.е. чтобы привести оттуда Машиаха)».

7 Или: «И не за морем она, чтобы сказать: «Кто сходил бы для нас за море и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполняли бы ее (т.е. чтобы оживить Машиаха из мертвых)? «.

8 В таком случае, что же она говорит? — «Весьма близко к тебе слово сие: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» – слово о доверии [Элоhим], провозглашаемое нами, а именно:

9 Если ты признаешь во всеуслышание, что Йеhошуа – Машиах, и веришь в своем сердце, что Элоhим оживил его из мертвых, то будешь избавлен.

10 Поскольку именно сердцем человек продолжает верить и, таким образом, приближается к праведности, тогда как устами продолжает открытое признание и, таким образом, приближается к избавлению.

(Письмо в Рим 10)

Народ, который был обрезан но не доверял Всевышнему, а следовал велению своего сердца погиб, потому, как, по сути, похулил Йеhову. Чего же хочет Всевышний от нас? Доверия, чтобы мы верили Его словам, делам и делали то, что Он желает от нас. Потому Шаул говорит:

…сердцем человек продолжает верить и, таким образом, приближается к праведности…

…устами продолжает открытое признание и, таким образом, приближается к избавлению.

Жизнь и добро, и смерть и зло

Деварим (Второзаконие) 30:15-20

Избирая заповеди Торы, человек приобретает жизнь и добро, избирая пути своего сердца, человек приобретает смерть и проклятие.

Что сказал народу Моше: Смотри, предложил я тебе сегодня жизнь и добро, и смерть и зло …

Всевышний не принуждает человека избирать, а предлагает. Что человек желает, от того и получит.  И все же, Моше призывает: Избери же жизнь, дабы жил ты и потомство твое …

Admin

Оставить комментарий