Недельная глава Бо [Войди] с комментариями
Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Бо по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.
Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализируя, конспектируя и тд.
Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.
Основные фрагменты главы Бо:
Восьмая казнь
Шемот (Исход) 10: 1-20
Моше велено войти к Паро. Моше уже знает, что его слова, Паро проигнорирует, по той причине, что в этом есть промысел Йеhовы – ожесточать его сердце против народа.
Йеhова говорит Моше, что обо всех этих событиях, народ будет передавать из поколения в поколение. Суть этих рассказов, поведать поколению о том, как Йеhова опозорил Египет. Весть о поражении Египта распространилась на весь мир, как и весть о славе Йеhовы и славе Моше.
Доколе будет этот для нас помехой — если говорить современным языком, это можно сказать так: до каких пор этот (Моше) будет для нас проблемой.
Почему Паро не хотел отпускать народ с детьми? Потому что он понимал, что они уйдут и не вернутся больше в Египет.
Если Паро понимал, что саранча от Моше, то соответственно он поспешил призвать Моше, чтобы тот удалил ее. Это же самое понимали и слуги Паро и весь народ.
Девятая казнь
Шемот (Исход) 10: 21-27
Осязаемая тьма – тьма, когда человек не видит собственный палец, если его понести к глазам. В такой тьме люди не могут перемещаться, лишь только на ощупь. На ощупь можно ходить в тех местах, где ты хорошо знаешь каждый шаг – это в своих комнатах, а за пределами дома, человек может погибнуть, упав в яму или реку или еще куда, а так же заблудиться.
Нужно понимать, что огонь в домах людей того времени не горел. С приходом темноты, люди ложились спать. И когда утро не наступило для египтян, то они были в ужасе. А когда они потерялись во времени, это повергло их еще в больший ужас – никто не знал, сколько времени, и какое время суток сейчас должно быть – темное или светлое. Когда через три дня появилось солнце, скорее всего люди, ликовали, что этому ужасу пришел конец.
Последняя встреча Моше с Паро
Шемот (Исход) 10: 28,29 11:1-8
Может показаться, что Моше после угроз Паро пришел еще раз и поведал о десятой казни. И тогда может возникнуть вопрос: ведь сказано, что если еще раз увидишь лицо мое, то умрешь. И это выглядит странным, что Моше пришел в десятый раз и Паро не умертвил его.
На самом же деле все было не так. Последний разговор Паро с Моше нужно рассматривать в контексте со словами Йеhовы в 11 главе. Если говорить своими словами, то все было так:
Моше пришел последний раз, когда Паро призвал его после тьмы. Тьма прошла сама по себе, но Паро боялся следующей казни и поэтому, предложил компромисс – идите, но без скота. Моше сказал, они пойдут не только сами, но Паро позволит им взять с собой и овец и коз, кроме того, они погонят весь свой скот, потому что им еще не известно, какие жертвы предстоит приносить Йеhове – из мелкого скота или из крупного.
Паро понял, что он проиграл. Если он призывает Моше, значит, он соглашается, что он виновен и сила у Моше, а не у него. Человека гордого такое непременно приведет в ярость, что и произошло с Паро. Он не только не отпустил народ, но и пригрозил Моше смертной казнью. На что Моше ему ответил:
Ты, верно, сказал — я не увижу более лица твоего.
После этих слов, Моше сказал Паро последние повеления Йеhовы о десятой казни. Моше получил их ранее, перед тем как прийти к Паро. После того, как Моше поведал Паро о смерти первенцев, где он конкретно указал, что умрет и сын Паро, которому надлежало сидеть на престоле, и все первенцы народа, и даже первородное из скота, Моше ушел. Паро, понимал, что слова Моше – это не пустой звук. Сколько Моше ему говорил их, они все в точности сбывались, поэтому, Паро в своем ожесточении уже предвидел смерть своего сына.
Когда же Моше поведал Паро об этой страшной казни, то сказал, что лица Паро он не увидит больше, но только слуги его будут говорить с ним:
8 И подойдут все рабы твои ко мне, и поклонятся мне, говоря: ‘Выйди ты и весь народ, сопутствующий тебе’
После того, как Моше поведал об этом, он в гневе ушел от Паро и более они друг друга не видели.
Моше и Аарон явили все чудеса Йеhовы
Шемот (Исход) 11: 9,10
Йеhова изначально осведомил Моше и Аарона, что Паро не отпустит народ, до тех пор, пока тот не будет принужден рукою сильной отпустить их. Поэтому, каждый раз, когда они приходили к Паро, они понимали, что Паро не отпустит их, пока не придет время, определенное Йеhовой. Суть этого затяжного выхода и частых посещений дворца Моше и Аароном – опозорить Египет. Никогда еще в истории страны не было такого человека, который бы был сильней египетских богов и царя. Моше же продемонстрировал, что он сильней и Паро и его богов. Другими словами, весь Египет, начиная от царя и до простолюдина, были опозорены – каждый со своим богом.
Моше и Аарон сделали перед Паро девять чудес, которые весьма трагично отразились на Египте. Более им не предстояло идти к Паро, теперь Йеhова Сам придет к Паро и умертвит его наследника.
Постановление о пэсахе
Шемот (Исход) 12: 1-11
Пэсах – прошел мимо. Другими словами – избавление, минование смерти. Всевышний определил для народа месяц, который должен быть началом месяцев (началом года) – месяц колосьев (ячменя).
Для чего необходимо было с десятого дня месяца держать на привязи ягненка, не давая ему ни воды и еды? Чтобы он очистился от нечистот. Когда он будет очищен от нечистот, его следовало печь на огне с кишками. Если в кишечнике будет нечистота, то во время приготовления мяса на огне, поднимется зловонье.
Ягненок же, перед тем, как стать жертвой избавления, страдал от голода и жажды. Так как ягненок является прообразом Машиаха, то и Машиаху, прежде, нежели избавить народ от власти смерти, должен был пострадать физически. Об этом хорошо написал пророк Йешайа в 53 главе.
3 Он презираем был и отвергнут людьми, страдалец и изведавший болезнь, и как бы отвращая от себя лица, презираем (был), и мы не почитали его.
4 Но болезни наши переносил он, и боли наши терпел он, а мы считали, что он поражаем, побиваем Элоhим и истязаем.
5 И он изранен преступлениями нашими, сокрушен грехами нашими, наказание за благополучие наше – на нем, и ранами его исцеляемся мы.
6 Все мы, как овцы, блуждали, каждый повернул на дорогу свою, и Йеhова возложил на него грех всех нас.
7 Притеснен и измучен он был, и не открывал рта своего, как овца, ведомая на заклание, и как овца, безгласная пред стригущими ее, и не открывал рта своего.
8 Из заключения и от наказания взят он был, и кто расскажет о (случившемся) с поколением его, ибо отрезан он был от страны живых, за греховность народа моего – поражение ему.
(Йешайа 53)
Почему именно косяки и верхняя перекладина должны были быть запятнаны кровью жертвы? Можно предположить, что эти места были местом для знаков – обозначений, есть кто дома или нет дома никого. Когда кто-то приходил, он мог узнать по косякам и перекладинам, дома ли хозяин. Но, это как предположение.
Почему было велено есть пэсах второпях и одетым как перед походом? В этом было проявление веры, которая проявляется в послушании. Быть одетым, значит верить, что сегодня ты уйдешь на свободу. На что должны были надеяться евреи, или точнее, почему они должны были верить, что сегодня им надлежит уйти из рабства? Йеhова поразит первородное Египта, тогда как первородное евреев будет сохранено кровью жертвы пэсаха.
Человек, приносящий жертвы, ел жертву, и становился участником ритуала, демонстрируя этим единство с Богом. Потому каждый мужчина со своим семейством был участником этой жертвы через поедание ее.
Знак, сохраняющий первородное
Шемот (Исход) 12: 12,13
Люди имели полное представление о жертвоприношении. Они понимали, что жертва приносится с целью задобрить свое божество, чтобы приобресть благосклонность лица его. Поэтому, кровь, которая была нанесена на косяки и мезузу, были кровью жертвы, чтобы обрести благосклонность Бога. Благосклонность заключалась в том, что тогда, когда первородное Египта будет уничтожено, у евреев оно будет помиловано.
И будет кровь для вас знаком на домах, где вы находитесь – кровь была знаком для самого народа, она являлась проявлением веры и покорности. Нанеся кровь, они полагались на нее – знак их избавления от кары. Другими словами, нанеся кровь, они были уверены, что их первородное останется живым и здоровым, тогда когда первородное Египта погибнет.
Пресные хлебы
Шемот (Исход) 12: 14-20
В чем особенность пресных хлебов, почему они связаны с пэсахом? Что за праздник, если хлеб пресный?
Сдоба, печется их сквашенного теста. Но в самой сдобе ничего особенного нет. Все дело в сквашенном тесте. Сквашенное тесто того времени, отличалось от пресного тем, что оно вскисало от времени нахождения своего в емкости. Это было жидкое тесто, в которое затем после того как оно вскисало, подсыпали муки и приготовляли куски теста для выпечки хлебов. Хлеб пекли ежедневно и не один раз. Заквашенное тесто приготовляли ежедневно. Его нельзя было хранить долго, потому что оно пропадало, прокисало, уксилось. Потому его готовили к примеру с вечера, а утром пекли хлеб. Следовательно, заквашенное тесто, требовало время, чтобы из него испечь хлеб. Если народ будет печь хлеб в то время, когда нужно было уже уходить, то в народе могла произойти сумятица – одни говорили бы, что пора идти, а другие бы задерживали это дело, дожидаясь, когда подойдет закваска. Поэтому, народу было запрещено заквашивать тесто. У кого оно было поставлено на закваску, его следовало уничтожить.
Когда народ уходил, он понес на плечах своих свежее густое тесто, готовое к применению. Тесто побуждало женщин быстрей выйти за пределы городов, где они могли бы печь хлебы. Таким образом, пресное тесто побуждало людей быстрей покинуть город, а сквашенное тесто, задерживало бы их. Когда же они вышли за пределы зависимости от египтян, они сразу же напекли лепешек из пресного теста.
Семь дней праздника, символизирует полноту его сути. Суть пэсаха – избавление. Другими словами – это свобода, дарованная Йеhовой за счет поражения первородного египтян.
Главная задача Машиаха – избавить народ свой от смерти, дать вечную жизнь. Народ, находившийся в Египте, уже считал себя свободным посредством веры. Семь дней они шли до Моря, где увидели окончательное поражение Паро. Это прообраз нашей жизни в Машиахе. Хотя мы считаемся, как и все люди, смертными, мы верим, что имеем надежду на вечную жизнь. Машиах своим оживлением нанес поражение державе смерти, теперь остается только дождаться, когда она будет уничтожена полностью. Когда это произойдет, мертвые святые оживут. Когда Паро утонул, народ был полностью свободен от Паро, потому что некому более было порабощать его. Когда смерть будет уничтожена, нечему будет держать мертвых в могилах.
Повеление о пресных хлебах в течении семи дней, было напоминанием поколениям о том, как это было – народ второпях покидал страну без готового хлеба.
Есть агнца с поспешностью, дума я о скорой свободе, и при этом иметь у себя заквашенное тесто – кощунство по отношении к жертве, которая была спасением первородного и избавлением от рабства.
Моше пересказал народу повеления Йеhовы
Шемот (Исход) 12: 21-28
Народ, получив повеление от Моше, выполнил его – приготовил жертву в назначенный день и приготовился уходить из страны. Народ должен был не только запомнить это событие, но и правильно передавать его значение из поколения в поколение. Это напрямую связано с Машиахом, которому определено избавить народ от рабства смерти. Неверное понимание учения о пэсахе, приведет, к неверному понимаю о служении Машиаха.
Десятая казнь
Шемот (Исход) 12: 29-39
Первенец – это благословение богов или Бога. Не стоит думать, что первенец – это только младенец. У одних, это был младенец, а у других, это был уже мужчина в годах.
Поэтому, лишившись всех первенцев в один час, весь Египет был опозорен вместе с их богами, которые не могли противостоять Моше и его Богу. Если рассматривать смерть первородного с человеческой точки зрения, то эту проблему можно решить заменой – главой рода становится следующий сын после первородного. Но проблема была в том, что Йеhова опозорил богов Египта. Поэтому, смерть всего первородного – это позор богам Египта.
Паро, просит через своих рабов, Моше и Аарона, чтобы они в своих молитвах благословляли Паро за то, что он отпустил их, хотя отпустил он их не по желанию своего сердца, а от страха за свою жизнь. Да и народ уже был в ужасе, ведь люди начинали думать, кто будет следующей жертвой новой казни. Потому они уже без Паро, умоляли евреев уйти из страны. Если в городе миллион семей, то за один час умерло миллион людей мужского рода. Если два миллиона — умерло два миллиона человек мужского рода. Это катастрофа.
Людям было ничего не жалко отдать, только бы быстрей этот злосчастный народ ушел из их страны. Отдавали они самое лучшее, чтобы угодить народу и расположить его быстрей покинуть страну.
Почему гоим уходили вместе с евреями из Египта в довольно большом количестве? Египет был разбит казнями. Уходили те, кто верил в могущество еврейского Бога, и кто видел благо жить вместе с евреями. Таковых оказалось много.
Женщины на скорую руку замесили густое тесто, которое уже можно применять к выпечке. Когда они вышли за пределы зависимости, они разводили костры и пекли лепешки в дорогу. Не стоит думать, что они напекли лепешек на целую неделю. Они продолжали в последующие дни замешивать тесто и печь хлеб. Тора не запрещала готовить в эти дни. Поэтому они пекли пресные лепешки в течении семи дней, пока не перешли Море. На той стороне они уже могли печь на закваске сдобный хлеб, который, конечно же, вкусней.
Закончился срок предреченный Йеhовой
Шемот (Исход) 12: 40-42
Как и было предсказано Аврааму, его сыны должны были поселиться в Египте, прожить там лет четыреста, размножиться, стать народом, а затем покинуть опозоренный Йеhовой Египет.
Ополчения – это колена. Все колена по старшинству выходили из страны. Таков был порядок – старшие идут первыми, а затем все остальные.
Ночь бдения – ночь, в которую они не спали, ожидая избавления.
Устав о пэсахе
Шемот (Исход) 12: 43-49
Необрезанный не имел право, есть пэсах. Почему? Потому что он человек посторонний, не потомок Авраама. Но купленный за серебро мог, есть, потому что купленный за серебро непременно должен быть обрезан.
Как понимать этот устав в Мессианских общинах? Этот устав дан был для Ааронова священства. Если же требовать от гоим обрезания в Мессианских общинах, как есть у некоторых обычай, то необходимо делать его в соответствии с уставом Левитского священства, как здесь сказано:
48 А если поселится у тебя пришелец, то, чтобы совершить ему пэсах Йеhове, пусть обрежется у него всякий мужского пола …
(Шемот 12)
Если нет возможности обрезать семью человека принявшего Мессию Йешуа, то тогда его вера тщетна, вернее желающие обрезать его, превращают его веру в тщету. Это можно назвать хулой, когда люди попирают кровь Завета Нового Священства, преимущество которого неизмеримо выше священства Аарона. Принуждая человек обрезываться, чтобы спастись, они должны принудить и всю его семью, согласно повелению в 48 стихе. Так нельзя поступать, чтобы кто-то в семье остался необрезанным. Если кто-то в семье пришельца остался необрезанным, он не мог быть членом общины, не говоря уже о том, чтобы есть пэсах. Таким образом, согласно учению, сторонников обрезания гоим, если уверовавший, не может уговорить обрезаться всю свою семью, он не спасается. Это грех, который может не проститься ни в этом веке, ни в будущем. Потому, следует остерегаться лжеучения об обрезании, чтобы в погоне за человеческим, не лишиться Божественного. Люди, которые к этому призывают, сами в этом ничего не понимают, но слепо следуют букве, не разумея духа Торы.
Хочешь обрезать гоим? Купи его и всю его семью за серебро и обрежь. Если купленный за серебро становился евреем по заповеди, то каковы права того, кто искуплен кровью Мессии?
18 Вы должны знать, что выкуп за ваше освобождение от бесплодного образа жизни, переданного вам отцами, был заплачен не тленным серебром или золотом;
19 Отнюдь, он состоял в драгоценной жертвенной смерти Машиаха с пролитием крови, подобной [закланию] ягнёнка без пятна и порока.
(1-е Письмо от Шимона 1)
Некто заплатил за гоим своей кровью, а кто-то теперь переусердствует в своих правах над искупленным. Если ты такой ревнитель Торы, искупи его за свое серебро, а потом требуй от него обрезания. Не можешь выкупить его хотя бы для этой жизни, тогда не открывай напрасно и рта своего.
Итог
Шемот (Исход) 12: 50-51
Последние два стиха подводят итог выхода народа из Египта по слову Моше и Аарона. Уточняется, что народ в Египте не задержался, а ушел именно в назначенный день, в тот день, когда ночью съедали пэсах.
Первородное — Йеhове
Шемот (Исход) 13: 1
Ранее не было Кесарева сечения, и если женщина не могла разродиться, она умирала. Если бы сегодня действовал этот закон, то всякий рожденный посредством хирургического вмешательства миную естественное рождение, не мог считаться первородным. Только рожденный через утробу считался первородным. Первородный не обязательно должен родиться первым. Первыми могут рождаться дочери, но только сын, который даже если и родится десятым, будет считаться первородным.
Почему следовало выкупать первородное из человеков, а из животных приносить в жертву? Народ остался в долгу перед Йеhовой. Свобода народу досталась через смерть египетского первородного.
Моше дает наставления помнить этот день в века
Шемот (Исход) 13: 1
Учение об этом дне, народ должен передавать из поколения в поколение, пока не придет Избавитель – Машиах. Искупление через жертву Машиаха от власти смерти равнозначно как для еврея, так и для не еврея. У еврея нет преимущества в этом случае, потому что все умирают и все подобны животным, как об этом говорит Коhэлет:
18 Сказал я в сердце своем по поводу сынов человеческих, что отличил их Элоhим (от других существ), но увидел, что сами по себе они скоты.
19 Ибо участь сынов человеческих и участь скотины – одна и та же участь: как тем умирать, так умирать и этим; и дыханье одно у всех, и нет превосходства человека над скотом, ибо все – суета.
(Коhэлет 3)
Народ должен твердо хранить учение о пресных хлебах. В праздник песах, они должны печь только пресный хлеб, и нигде не должно храниться сквашенное тесто для выпечки сдобы.
Нечистых первенцев следовало выкупать чистыми жертвами. Только после этого, первородное от нечистого имело право на жизнь. Если же человек не хотел его выкупать, или не позволяли обстоятельства, он должен был его умертвить.
Каждый еврей должен был учить своих сыновей учению о первородном. Это напрямую связано с освобождением народа из Египта – свобода народу дарована на крови первородного Египта.
Люди, чтобы не забыть о чем-то важном, делали знаки на руках или навязывали повязку над глазами, с предметами которые висели между глаз. Моше говорит народу, чтобы учение об первородном, всегда было перед глазами народа, чтобы они не забывали, каким образом и Кто вывел их из Египта.
Admin
недельная глава
Похожие записи:
Недельная глава Ваигаш [И подошел] с комментариями
Недельная глава Хукат [Устав] с комментариями
Недельная глава Бехукотай [По уставам]с комментариями
Недельная глава Цав [Заповедай] с комментариями
Недельная глава Вайера [И явился] с комментариями
Недельная глава Микец [По истечении] с комментариями
Недельная глава Ваейлех [И пошел] с комментариями
Недельная глава Ноах (Ной) с комментариями