Недельная глава КиТиса [Когда будешь] с комментариями

2 марта, 2018
Комментариев к записи: 3

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Ки Тиса по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.
Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это, растянуть на день, а лучше, прочитывать в течение всей недели, анализируя, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения, дополнить и тд.

Основные фрагменты главы Ки Тиса:

Исчисление и выкуп

Шемот (Исход) 30:11-16

Для чего следовало делать исчисление народа? Йеhова есть Бог всякого порядка и устройства. Сотворение мира, который устроен весьма и весьма разумно и организованно показывает это. Поэтому, исчисление – это часть организованности страны. Даже социологи по таким данным смотрят – убывает население или идет прирост населения. Поэтому, и вожди народа Исраэйла должны знать, сколько мужчин в каждом колене от 20 лет и выше. Возрастная категория способная к войне. Плата за каждую душу – это как налог, деньги от которого шли на Святилище.

Священный шэкель – вес, который установил Йеhова для Святилища. У торгового шэкела видимо был иной вес.

Сосуд для омовения

Шемот (Исход) 30:16-21

Емкость медная, служила для омовения священников. Все, что было нечисто – это руки и ноги. Ноги соприкасались с землей и запылялись, а руки дотрагивались до всего, что было еще за пределами двора. Потому надлежало омыться – омыть ноги от пыли, а руки от мнимой нечистоты.

Когда Йеhошуа омывал ноги ученикам, то, конечно же, он омывал их не от грязи, а символично – от мнимой нечистоты. После этого, они были пригодны для того, чтобы заключить с ними Новый Договор.

Елей для священного помазания

Шемот (Исход) 30:22-33

Мировар – человек, который изготавливает ароматные масла, которыми пользовались, как сегодня дезодорантом или одеколоном.

3 Мирйам взяла полулитровый сосуд, наполненный чистым нардовым маслом, очень дорогим, и вылила его на ноги Йеhошуа и вытерла их своими волосами. И весь дом наполнился ароматом духов.

(Бсура Това от Йоханана 12)

Поэтому, священный елей должны были делать специалисты мировары. Хотя  здесь говорится, что это елей, а елей это оливковое масло, на самом деле здесь специальная смесь, из которой следовало изготовить эту жидкость для помазания всего, что было изготовлено для священнодействий, а так же и самих священников. Без помазания нельзя было приступать к священнодействиям. Все должно быть помазано. Именно это помазание и делало Аарона помазанным священником – машиахом.

40 Они взяли тело Йеhошуа и завернули в льняные простыни, пропитанные ароматическим маслом, согласно традиционному погребальному обряду иудеян.

(Бсура Това от Йоханана 19)

Без этого обряда нельзя было хоронить, согласно традиции. Потому, чтобы положить Йеhошуа в гробницу, надлежало его приготовить. Для того, чтобы стать Машиахом, Йеhошуа надлежало сначала умереть. Умерев, он имел теперь право на оживление из мертвых. И будучи помазан перед погребением, он являлся как бы кандидатом в вечноживущего Коhена hа-Гадоля.

1 И вот в чем суть всего сказанного нами: у нас есть именно такой Коhэн hа-Гадоль, о котором идет речь. Он действительно сидит по правую руку от hа-Гдула на небесах.

2 Там он служит в Святилище, то есть в истинном Шатре Общения, который воздвигли не люди, а Йеhова.

3 Поскольку всякий Коhэн hа-Гадоль назначается для того, чтобы приносить дары и жертвы, так и этот Коhэн hа-Гадоль должен иметь, что принести.

4 Если бы он находился на земле, то не был бы когеном вовсе, так как подобные коганим, приносящие предписанные Торой дары, [здесь] уже есть.

5 Но их служение представляет собой лишь копию и тень небесного подлинника; потому что когда Моше собирался воздвигнуть Шатер, Элоhим предупредил его: «Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе».

6 Труд же, который предстояло совершить Йеhошуа, во многом превосходит их труд, так же, как превосходнее договор, посредником которого он является, поскольку этот договор был дан как Тора на основании лучших обещаний.

7 В самом деле, если бы первый договор не дал оснований для упреков, не было бы нужды во втором.

8 Ведь Элоhим действительно упрекает народ, говоря: «Вот, наступают дни, – сказал Йеhова, – когда с домом Йисраэйлевым и с домом Йеудиным Я заключу новый союз,

9 Не такой союз, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, (не такой) союз Мой, который они нарушили, несмотря на то, что Я был им Адонаем, – сказал Йеhова;

10 А такой союз, какой заключу Я с домом Йисраэйлевым после тех дней: – сказал Йеhова, – вложу Я Тору Мою в глубину (души) их, и в сердце их впишу Я его (союз), и буду Я им Элоhим, а они будут Мне народом.

(Письмо в Йерушалэйм 8)

На тело (любого) человека не должно возливать его – ароматическое масло источало аромат и символизировало особенность предметов и человека, на которого возлилось оно. Такой человек был представителем Йеhовы из людей, потому от него, как бы исходил во время помазания Божественный аромат.

Помазание таким маслом обычного человека, было святотатством.

Святотатство — оскорбление, осквернение святыни.

Смесь для воскурения

Шемот (Исход) 30:34-38

Данная смесь приготовлялась для жертвенника курения и имитировала присутствие Йеhовы разнося аромат по территории Святилища и двора. Потому, изготовить такой состав для бытового пользования было святотатством.

Бецалэйл

Шемот (Исход) 31:1-11

Наверняка в таком большом количестве народа были и другие специалисты, и возможно даже превосходней Бецалэйла. Однако все дело в не в мастерстве, который приобрел человек в процессе ежедневного труда. Дело скорее в отношениях к Всевышнему. Если человек не ревнует о Йеhове, то какой смысл доверять такому человеку наиважнейшее дело – создание Святилища? Сердце Бецалэйла было отдано Йеhове и потому он был наделен даром мастерства.

3 И Я исполнил его духом Элоhим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством.

(Шемот 31)

Всевышний вложил в его сознание посредством Своего Духа мудрость, разумение и ведение владеть всяким искусством. Для чего? Для того, чтобы он построил Святилище и все принадлежности его, а так же изготовил одежды священников. Наверняка, это было самое важно служение Бецалэйла Йеhове.

Так обстоит дело и с помощниками. Они были избраны для этого служения по причине их любви к Йеhове.

Шаббат

Шемот (Исход) 31:12-17

В строительстве Святилища участвовали и другие люди, которых привлек Бецалэйл под свое руководство. Он по большому счету руководил мастеровыми, обучал их, контролировал их работу. Конечно, и сам он работал.

Не смотря на то, что все они делали великое святое дело – строили Святилище, они не должны были нарушать шаббат.

17 Между Мною и сынами Исраэйлевыми он – знамение вечное, что (в) шесть дней создал Йеhова небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал».

(Шем31:17)

Суть знамения заключалась в том, что отдыхая в этот день, этим свидетельствуют – за шесть дней Йеhова создал мир, а на седьмой день ничего не создавал (кроме шаббата).  Шаббат образовался посредством покоя. Шаббат создается нами, когда мы соблюдаем заповедь. Если мы ее не соблюдаем, мы разрушаем шаббат.

Скрижали

Шемот (Исход) 31:18

Скрижали – это каменные плитки, которые использовали для записей в древности. В отличие от всех существующих скрижалей, эти были написаны рукой Всевышнего. Конечно, у Всевышнего нет рук, как у нас — Он не плоть, но это сказано образно. Ему нет необходимости что-то писать, Он сказал и свершилось.

Обычно скрижали рисуют с написанными на них десятью заповедями, но на самом деле они выглядели немного иначе. Десять изречений были записаны не с одной стороны скрижалей, а с двух сторон.

15 И повернулся, и сошел Моше с горы; и две скрижали откровения в руке его, скрижали с надписью с обеих сторон — с той и с другой было на них написано.

(Шемот 32)

Золотой телец

Шемот (Исход) 32:1-6

Почему именно тельца решили изготовить Аарон и народ? При этом, они называли тельца – Йеhова. Принято считать, что бык – это египетское божество. Нужно отметить, что бык был божеством у многих народов. Даже легенда о похищении Европы, связана с быком. Зевс превратился в белого быка и украл Европу, сделав ее своей любовницей. Поэтому, можно сделать заключение – Аарон сделал быка, потому что это был общепринятый культовый образ божества у гоим. Другими словами – популярное божество. Вот почему, они воскликнули: Вот элоhим твой Исраэйл, который вывел тебя из Египта. Могли бы они себе представить, что египетское божество вывело их из Египта? — конечно же, нет. Египетские боги были враждебны им, и они их ненавидели, как и ненавидели египтян, которые их узурпировали. Поэтому, бык, которого сделал Аарон, был общепринятым, популярным божеством гоим.

Моше заступник

Шемот (Исход) 32:7-14

Моше оценил, сколько он вложил труда, чтобы вывести народ из Египта и довести до этого места, а теперь Всевышний намеревался его уничтожить. Он считал себя частью многострадального народа, несмотря на то, сколько проблем они ему доставили в Египте и на пути до горы Синай.

В своем заступничестве за народ Моше аргументирует, что уничтожишь Ты его на радость египтянам, которые скажут, что Йеhова специально вывел его в пустыню, чтобы там умертвить. Молва о каких-то происшествиях распространялась быстро и египтяне действительно узнали бы, что народ Иври погиб в пустыне от мора. Они бы естественно ликовали бы. Потому Моше приводит это как аргумент – зачем радовать врагов?

Ну и главный аргумент заступничества, которым мотивировал Моше – завет Авраама, Ицхака и Йаакова. Услышав эти аргументы, Йеhова отказал от решения уничтожить народ. Другими словами, Он его помиловал ради завета с Авраамом, Ицхаком и Йааковом.

Возвращение Моше

Шемот (Исход) 32:15-24

Зачем Моше разбил скрижали? Может быть он посчитал, что такие святые вещи, написанные Самим Йеhовой не следует вносить в оскверненный идолами стан. К тому же, он был в великой ярости, так как такого он никак не ожидал, ведь народ только что слышал слова Йеhовы и трясся от страха.

Для чего он заставил народ пить воду, в которой был прах тельца? Возможно, это имеет отношение к заповеди о ревности, когда священник давал пить жене воду, от которой у блудной жены опадала лоно. Тем самым Моше навел на них проклятие. Кто достоин кары, того она и постигнет.

Моше покарал народ

Шемот (Исход) 32:25-29

После того, как он дал им пить воду проклятия, Моше призвал: кто за Йеhову?

Почему именно колено Лэйви встало на сторону Моше? Наверное, потому что и сам Моше был из этого же колена, и они его поддержали как своего родственника и единоплеменника.

Возникает и другой вопрос: почему же другие колена не встали на сторону Йеhовы? Скорее всего, потому что чувствовали вину греха. А как же Лэйви в этом случае? Неужели они не чувствовали вины греха? И как они могли убивать брата своего и ближнего своего за грех, если и они сами были осквернены? Конечно же, они не могли бы так поступить. Поэтому, следует сделать вывод, что колено Лейви в своем большинстве не участвовали в этом преступлении. Потому они и присоединились к Моше не только по той причине, что он был единоплеменник, но и потому что они изначально были против блуда, который народ совершал с золотым тельцом.

Этим призывом, Моше отделил неоскверненных, от оскверненных.

Йеhова поразил народ

Шемот (Исход) 32:30-35

Каким образом Моше собирался искупить грех их?

32 И вот, не простишь ли Ты грех их? Если же нет, то сотри и меня из книги Твоей, которую Ты писал».

(Шемот 32)

Моше предлагает себя в жертву – убьешь их только через мой труп.

И Всевышний посчитался с Моше, но без наказания не оставил. Кого покарать, Он покарал впоследствии:

17 И кто был отвратителен Элоhим в течение сорока лет? Те, кто согрешили и пали замертво в Пустыне!

18 И кому Он клялся, что они не войдут в Его покой? Тем, кто не покорился Ему.

(Письмо в Йерушалэйм 3)

Гнев Йеhовы на народ

Шемот (Исход) 33:1-6

Своими словами Всевышний навел депрессию и страх на народ, потому что говорил Он в гневе. Когда они узнали о том, что на сердце у Йеhовы, они впали в скорбь о содеянном, и даже боялись надеть на себя украшения. Украшениями свидетельствовали о благополучии, когда же приходит скорбь, украшения снимают.

Шатер Моше

Шемот (Исход) 33:7-11

Для чего Моше сделал шатер собрания за пределами стана? Есть как минимум две причины.

  1. Чтобы Йеhова не поразил стан, если шатер Моше будет находиться в стане. Народ видел, как у шатра Моше появляется столб облачный – присутствие Йеhовы.
  2. Чтобы показать народу, что невозможно находиться ему в среде оскверненного общества.

Народ же чувствовал себя виновным и трепетал перед Моше и перед Йеhовой.

Сам Я пойду, дабы успокоить тебя

Шемот (Исход) 33:12-17

Знаю тебя по имени – знает все мысли и сердечные намерения Моше и не находит в них неугодного. Все мысли и намерения Моше – угодить Всевышнему. Йеhова доверяет Моше, а тот сказал, что если Ты мне доверяешь, почему не известил меня, кто поведет нас дальше? Почему скрываешь от меня Твои планы? Если я не буду их знать, как же я смогу угодить тебе? Возможно, Моше еще боялся, что Всевышний уничтожит народ, а от него произведет новое племя, поэтому, он сказал: народ, который Ты собрался уничтожить – Твои дети.

Моше довольно логично изъяснял свои мысли Всевышнему, чтобы сохранить народ от возмездия. И ему все же удалось сохранить народ. Кроме того, он склонил Всевышнего к тому, что Всевышний снова Сам вел народ к Прекраснейшую землю.

На самом деле, народ вел посланник (ангел) Всевышнего под руководством Йеhовы. Йеhова же во гневе хотел отказаться от руководства, возложив все полномочия на ангела. В таком случае, народ и сам Моше лишались контакта с Йеhовой. Это пугало Моше, поэтому он настаивал на том, чтобы Йеhова не покидал их – руководил обстоятельствами дальше, как и прежде.

14 И сказал Он: «Сам Я пойду, дабы успокоить тебя».

15 И сказал тот Ему: «Если не пойдешь Сам, то и не выводи нас отсюда.

16 Ибо по чему же узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в глазах Твоих? – ведь только, если пойдешь с нами, и будем особенными — я и народ Твой, среди всякого народа, существующего на земле».

(Шемот 33)

Покажи мне славу Твою

Шемот (Исход) 33:18-23

Слава Всевышнего в Его милости. Поэтому, когда Моше просил показать ему славу, Всевышний сказал:

19 И сказал Он: «Я проведу пред лицом твоим всеблагость Мою и провозглашу имя ‘Йеhова’ пред тобою. И помилую, кого помиловать Мне, и пожалею, кого пожалеть Мне».

(Шемот 33)

В дальнейшем, когда Моше видел славу Всевышнего, он услышал слова, которые отражали суть имени «Йеhова». Об этом же писал и посланник Йоханнан в своем письме:

8 Те же, кто не любят, не знают Йеhову, так как Йеhова – это любовь.

9 И вот как Йеhова показал нам Свою любовь: Он послал в мир Своего единственного Сына, чтобы благодаря ему мы могли иметь жизнь.

10 Любовь же не в том, что мы полюбили Йеhову, но в том, что Он полюбил нас и послал Своего сына, чтобы тот стал капарой за наши грехи.

11 Возлюбленные друзья, если так полюбил нас Йеhова, то и мы должны любить друг друга подобным же образом.

12 Никто никогда не видел Йеhову; если же мы любим друг друга, Йеhова находится в союзе с нами, и наша любовь к Нему достигла в нас своей цели.

13 Вот как мы узнаем, что по-прежнему едины с Ним, а Он – с нами: Он дал нам от Своего Духа.

14 Более того, мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Своего Сына в качестве Избавителя мира.

15 Если кто-либо признает, что Йеhошуа – это Сын Йеhовы, Йеhова в союзе с ним, и он – с Йеhовой.

16 Кроме того, мы познали и поверили любви, которую имеет к нам Йеhова. Йеhова – это любовь; и все те, кто пребывают в этой любви, остаются в союзе с Йеhовой, а Йеhова – в союзе с ними.

(1-е письмо от Йоханана 4)

Моше снова на горе Синай

Шемот (Исход) 34:1-4

Ты лица Моего видеть не можешь, ибо человек не может видеть Меня и остаться в живых – у Всевышнего нет лица как у человека, потому что Он не плоть. Что же тогда имел ввиду Всевышний говоря Моше эти слова? Всевышний не материален. Может ли Он материализовать себя в этом мире? Конечно, может, потому что Он Всемогущий. Но, если Он материализует Свою славу, то ни один человек не останется живым в этом мире, потому что столь велика Его слава, что от нее погибнет всякий рожденный от Адама.  Не только люди погибнут, но погибнет и сама планета:

3 Ибо вот Йеhова выходит из места Своего, и низойдет, и ступит на высоты земли.

4 И растают горы под Ним, и долины растрескаются, как воск перед огнем, как воды, льющиеся по склону.

(Миха 1)

5 И если коснется земли Йеhова Элоhим Ц-ваот, и растает она, и восскорбят все живущие на ней; и поднимется вся она, как река, и опустится; как река Египетская.

(Амос 9)

10 И все же День Йеhовы придет, «как вор». В тот День небеса с шумом исчезнут, стихии расплавятся и распадутся, сгорит земля и все, что в ней.

(2-е письмо от Шимона)

У Всевышнего нет спины, Его невозможно видеть сзади, и эти слова так же нужно понимать не в прямом значении. Моше увидит только ту часть славы, которая не может умертвить человека, но при этом человек ее видит в каком-то проявлении. В данном случае это было облако. А от той части славы, которая погубит человека, Всевышний сокроет Моше в расселине скалы. Моше ее не видел, так как находился в укрытии, но он ее прочувствовал, ощутил своим сознанием и кожей ее присутствие.

Йеhова

Шемот (Исход) 34:5-7

Скрижали являлись самым сокровенным, и они хранились в самом центре стана, в золотом ковчеге, в месте, недоступном для простого человека. Потому, прежде чем Святилище начнет работать и совершать свою освятительную работу общества, в ковчег следовало положить скрижали. Поэтому, Всевышний вновь призвал Моше на гору на сорок дней, чтобы дать ему их. Видимо, другого условия не было, чтобы получить их, как не есть и не пить сорок дней, чтобы не осквернять себя нечистотами, исходящими из тела от еды и воды.

Когда Моше поднялся на гору, то обещанная слава ему явилась в виде облака и Всевышний провозгласил имя ‘Йеhова’, через которое Он изрек Свою милость и справедливость:

6 Йеhова — Элоhим жалостливый и милосердный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине,

7 Сохраняющий милость для тысяч (родов), прощающий вину и преступление, и грех; но не оставляющий без наказания; взыскивающий за вину отцов и с детей и с внуков до третьего и до четвертого поколения.

(Шемот 34)

Что хотел сказать в данном случае этими словами Всевышний? Он показал Моше, что все, кто согрешил, будут наказаны, а все, кто не согрешил, будут благословенны. Как уже выше говорилось, большая часть волена Лэйви осталась верна Йеhове и своей верностью доказала, что любит Йеhову всем сознанием и разумением.

Напоминание о законах Завета

Шемот (Исход) 34:8-27

Всевышний обещает Моше, что Он Сам прогонит семь скверным гоим из Прекраснейшей земли. Моше же и народу следует лишь соблюдать Тору.

Дальше перечисляются те же заповеди, которые Моше уже слышал, когда поднимался в первый раз на гору. Об этом можно прочитать в толковании к недельной главе Мишпатим.

Лицо Моше

Шемот (Исход) 34:28-35

Почему лицо Моше, стало сиять после второго посещения горы? Все дело в том, о чем он сам просил, а он просил Всевышнего показать славу Свою. И от этой славы, стало славиться лицо Моше. Выше уже говорилось, что он был укрыт в расселине скалы, однако всем свои естеством и кожей своей, он ощутил присутствие славы Всевышнего. А так, как лицо его было не покрыто одеждой, слава Всевышнего впиталась в кожу. Конечно, это было не навсегда, со временем слава Всевышнего на его лице иссякла. Потому посланник Шаул сравнивает славу Машиаха непрекращающейся славой, а славу на лице Моше – временной.

6 Он сделал нас сведущими в том, как служить Брит Хадаша, суть которого заключается не в письменном тексте, а в Духе. Ибо письменный текст принес обвинение для смертного приговора, а Дух дает жизнь приговоренным к смерти.

7 В таком случае, если то, что производит смерть посредством письменного текста, вырезанного на каменных скрижалях, пришло в славе – такой славе, что народ Исраэйла не мог смотреть на лицо Моше, так как оно сияло, хотя сияние постепенно угасало, –

8 То не будет ли производимое Духом сопровождаться еще большей славой?

9 Ибо если слава была в том, что способствовало обвинительному приговору, то тем более слава должна изобиловать в том, что способствует приговору оправдательному!

10 По сути, в сравнении с этой, большей славой, то, что было славным прежде, блекнет.

11 Ибо если слава была в преходящем, то тем более должна быть слава в вечном.

12 Потому, обладая такой надеждой, мы очень открыты –

13 Не так, как Моше, закрывавший лицо покрывалом, чтобы люди Исраэйла не увидели, как исчезнет угасающее сияние.

14 Кроме того, их помышления были сделаны окаменелыми; поэтому, по сей день, покрывало Моше остается на них, когда они читают тексты Торы на камне; оно все еще остается неснятым, потому что снять его может только Машиах.

15 Поэтому, до сего дня, когда они читают тексты Торы записанные на камне, покрывало лежит на их сердцах.

16 Но, что сказано про Моше: «Когда же приходил Моше пред лицо Йеhовы, чтобы говорить с Ним, то снимал покрывало».

17 Так Моше с открытым лицом был в присутствии Духа Йеhовы. А там, где присутствует Дух Йеhовы, там свобода.

18 Итак, все мы с непокрытыми лицами видим, словно в зеркале, славу Йеhовы; и преображаемся в Его образ, от одной степени славы к следующей, посредством Духа Йеhовы.

(2-е письмо в Коринф 3)

Вечного ничего нет. Слава Моше была временной, как и Тора, записанная на каменных плитках. Сама Тора совершенна, но не совершен носитель Торы – камень. И тогда пришел Машиах, чтобы Тора, посредством веры в него, могла записаться на совершенный носитель – сердце человека, сознание человека. Камень не может быть вечным, человек же изначально предназначен для вечности. Потому, те, кто посредством веры в Машиаха, позволил записать Тору на своем сердце, будет пребывать вечно:

36 Всякий человек, верящий в сына, имеет вечную жизнь. Но тот, кто непослушен сыну, не увидит этой жизни, он продолжает испытывать на себе гнев Элоhим».

(Бсура Това от Йохана 3)

Потому, отвергая Тору, пришедшую с Неба – Машиаха, народ Исраэйла, остается с временной славой – с Торой написанной на камне, которая дана была на время, до прихода Нового непреходящего священства – священства Машиаха.

Машиах снимает с нашего лица покрывало временной славы, чтобы мы, подобно Моше, могли с открытым лицом, иметь общение с Йеhовой лицом к лицу.

Admin

3 Коментариев к статье “Недельная глава КиТиса [Когда будешь] с комментариями”

  1. Alexandra:

    Добрый день!
    В Шемот 34:11 перечислены только 6 национальностей гоим,
    а Вы пишете: «Всевышний обещает Моше, что Он Сам прогонит семь скверным гоим из Прекраснейшей земли.»

    1. Admin:

      1 «Когда введет тебя Йеhова, Элоhим твой, в землю, в которую ты идешь для овладения ею, и изгонит многие народы от лица твоего: Хэйтийцев и Гиргашеев, и Эморийцев, и Кенаанеев, и Перизеев, и Хиввийцев, и Йевусеев, семь народов, более многочисленных и более сильных, чем ты,
      (Девар7:1)
      Возможно в других местах не перечисляли всех, что это итак было ясно, что есть пять-шесть основных народов, более мощных. Например здесь указано только пять:
      5 И будет, когда введет тебя Йеhова в землю Кенаанеев, и Хэйтийцев, и Эморийцев, и Хиввийцев, и Йевусеев, о которой клялся Он отцам твоим дать тебе — землю, текущую молоком и медом, то совершай это служение в этом месяце.
      (Шем13:5)

  2. Наталья:

    И все же где сейчас находятся скрижали завета, до определённого времени они находились в святая святых

Оставить комментарий