Недельная глава Берейшит (В начале) с комментариями

13 октября, 2017
Комментариев к записи: 8

Необходимо не только читать комментарии, но в первую очередь прочитывать указанные в подразделах отрывки из недельной главы Берейшит по ссылкам, для понимания того, о чем говорится в комментариях.

Не следует стараться прочитать все за один раз. Лучше это растянуть на день, а лучше прочитывать в течение всей недели, анализирую, конспектируя и тд.

Вы можете оставить ваши вопросы в комментариях под статьей, так же свою точку зрения и тд.

Основные составляющие главы

Сотворение земли и всего  того, что наполняет ее

Берейшит (Бытие) 1:1-25

Перед тем, как сотворить первый день и отделить свет от тьмы, мы видим, что планета Земля, уже как бы существовала в виде воды. Откуда она взялась?

Мрак покрывал (водную) пучину …

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сначала создана была вода, которая висела в пространстве покрытая мраком. Затем появился свет, а затем появились земля (суша) и небеса, сотворенные из воды.

5 При этом, стремясь показать свою правоту, они упускают из виду тот факт, что именно Словом Элоhим, очень давно, возникли земля и небеса, созданные из воды.

6 И потому тот мир погиб, будучи потоплен водой.

(2-е письмо от Шимона 3)

Почему сказано: И потому тот мир погиб, будучи потоплен водой? Потому что основание планеты – это вода, а уже в воде была создана суша. Доминирующее положение занимает вода. Вода может потопить материки, но материки, не могут устранить на планете воду. Поэтому, вода покрыла землю и мир погиб, за исключением твари живущей в воде.

Возможно, Вселенная уже существовала и речь идет лишь о нашей солнечной системе. На такую мысль нас наводит текст:

17 И создал Элоhим два светила великие — светило большее для владения днем, и светило меньшее для владения ночью, и звезды;

18 И поместил их Элоhим в небосводе, чтобы светить на землю

19 И управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Элоhим, что хорошо.

(Берейш1:17-19)

Под словом небосвод, нужно понимать как пространство в нашей Галактике. А под словом звезды, надо понимать планеты нашей солнечной системы с их спутниками.

Вселенная бесконечна. У посланника Шимона сказано:

10 И все же День Йеhовы придет, «как вор». В тот День небеса с шумом исчезнут, стихии расплавятся и распадутся, сгорит земля и все, что в ней.

(2-е письмо от Шимона 3)

Неужели Творец уничтожит бесконечную Вселенную? Поэтому, можно понимать лишь нашу солнечную систему.

Сотворение человека

Берейшит (Бытие) 1:26-28

Традиционно принято считать, что человек создан по образу и подобию Бога. Но, у Бога нет образа. Если бы этот образ у Него был, то Он непременно бы его явил людям.

12 И говорил Йеhова вам из среды огня: голос слов вы слышали, но образа не видели, только голос.

13 И объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух скрижалях каменных.

14 А мне повелел Йеhова в то время научить вас уставам и законам для исполнения их вами в стране, в которую вы переходите, чтобы владеть ею.

15 Берегите же души ваши, так как вы никакого образа не видели, когда говорил вам Йеhова у Хорэйва из среды огня,

16 Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира в образе мужчины или женщины,

(Деварим 4)

В тексте оригинала отсутствуют слова «Нашему». Это слово формируется от контекста. Но оно может быть и другим, если рассматривать не слово, а предложение в контексте с другими предложениями. В предыдущих предложениях речь идет о тварях, которые созданы по роду своему. Подобным образом и человек, создан по роду своему, а не по какому-то еще. Поэтому, человек рождает человека, как и твари плодят себе подобных. Исходя из контекста, правильным будет по образу его и подобию его. Когда же родился у Адама сын, сказано:

3 И жил Адам сто тридцать лет, и родил по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя Шэйт.

(Берейшит 5)

Если рассматривать этот стих общепринятым текстом 1:26, получается, что Бог — человек, потому, что Бог создал Адама по образу и подобию Своему, как Адам родил Шэйта по образу и подобию своему. Но у Бога нет образа. Кроме того, нет на земле подобного Ему и никто и ничто не может уподобиться Ему.

Человек – это плоть, Бог – не материален и никто не знает какова Его природа. Его никто никогда не видел, и видеть не может.

16 Единственный, Кто обладает бессмертием, обитающий в недоступном свете, которого никто из людей никогда не видел и не может увидеть – Ему да будет честь и вечная сила. Амен.

(1 письмо Тимофею 6)

Все животные созданы по роду своему, и этим отличаются друг от друга. Человек создан в двух родах мужской и женский. Мужчины рождаются по роду Адама, женщины рождаются по роду Хаввы.

Человек является отображением славы Вечноживущего.

4 Когда вижу я небеса Твои, дело перстов Твоих, луну и звезды, которые устроил Ты,

5 (Думаю): что (есть) человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем?

6 И Ты умалил его немного перед ангелами, славой и великолепием увенчал его.

7 Ты сделал его властелином над творениями рук Твоих, все положил к ногам его:

8 Весь мелкий и крупный скот и зверей полевых,

9 Птиц небесных и рыб морских, проходящих путями морскими.

10 Йеhова! Адонай наш! Как величественно имя Твое во всей земле!

(Теhелим 8: 6)

В данном отрывке в 7 стихе подтверждается, по какой причине, Адам являлся отображением славы Вечноживущего. Смерть, лишила человека этой славы – он перестал господствовать над творением Вечноживущего.

7 Ибо мужчина и в правду не должен закрывать голову покрывалом, поскольку он является отображением славы Элоhим, а женщина – слава мужчины.

(1 письмо в Коринф 11)

Если считать, что мужчина создан по образу Бога, то женщина, получается, создана не по образу Бога. Конечно же, это не верно. Первым был создан Адам, и потому он является славой Вечноживущего. Женщина создана от славы Вечноживущего, т.е. от человека (Адама, мужчины). Потому она является отображением славы мужа.

Итак, человек создан не по образу невидимого Бога, а по роду своему, будучи, являясь отображением славы Вечноживущего. Когда же пришла смерть, эта слава угасла в Адаме. Но она восстановится, когда Адам оживет в назначенный день. Для этого и пришел Машиах, чтобы восстановить славу своего праотца Адама.

4 Они не могут поверить, потому что элоhим олам газе ослепил их разум, чтобы они не видели света, исходящего от Бсуры Товы о славе Машиаха, который является отображением славы невидимого Элоhим.

(2 письмо в Коринф 4)

В чем заключается слава Машиаха – в том, что он является отображением славы Вечноживущего, так как сам получил бессмертие и восстановил утраченную Адамом славу.

Пища для человека и всего живого

Берейшит (Бытие) 1:29-31

Изначально все творение питалось растительной пищей.

Завершение творения сотворением шабата

Берейшит (Бытие) 2:1-3

Принято считать, что Бог сотворил мир за шесть дней. Однако, это не так. Мир был сотворен за семь дней – седьмым творением был Шабат. Шабат – покой. Число семь означает танахическое совершенство, полноту, завершенность. Поэтому, Шабат – это последнее творение, которое указывает, что мир сотворен до конца и в совершенстве и не нуждается в доработках. Потому сказано:

31 И увидел Элоhим все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро — день шестой.

(Берейшит 1)

На шестой день все было закончено, зачем же создавать седьмой день? Если бы не было последнего дня, мир был бы не завершен. Седьмой день был создан посредством того, что в этот день ничего не происходило. Этим и отделяется седьмой день от шести других.

16 И пусть соблюдают сыны Исраэйлевы субботу, чтобы установить субботу в роды их заветом вечным.

17 Между Мною и сынами Исраэйлевыми она – знамение вечное, что (в) шесть дней создал Йеhова небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал.

(Шемот 31)

Шабат, или точнее – отдых в этот день, является свидетельством того, что Йеhова сотворил мир за шесть дней, а седьмой сделал свидетелем Своего творения. Еврейский народ является глашатаем того, что мир сотворил их Бог – Йеhова, который и вывел, в последствии их из Египта.

Создание сада Эйдэнского и поселение человека в нем

Берейшит (Бытие) 2:4-15

Эйдэн – это не место, где живут после смерти праведники, а это местность, в которой был сад. По этой местности, сад, стал называться Эйдэнским. Но, так, его стали называть, гораздо позже, когда там уже люди не жили. Бог насадил этот сад для того, чтобы в нем жили люди живые, а не мертвые.

Заповедь о плодах дерева познания

Берейшит (Бытие) 2:16-17

Бог заключил с Адамом договор – если он будет питаться всеми плодами, кроме запретного, он будет жить вечно, если же он съест плоды запретного дерева, он потеряет бессмертие и станет смертным. Заключая договор, Бог не планировал коварно ввести человека в грехопадение. Это сделал сам человек, нарушив Договор.

7 А они, как Адам, преступили завет (и) там изменили Мне.

(Ошэйа 6)

Если Всевышний дал бы людям не выполнимое, то вина была бы на Нем. Но так как вина ложится на людей, говорит о том, что виновны они, с начиная с Адама.

Сотворение жены

Берейшит (Бытие) 2:18-25

Все события связанные с Эйдэнским садом и именами животных – это события 6 дня. В этот же день была сотворена и женщина.

Грехопадение

Берейшит (Бытие) 3:1-7

Сколько прожили люди на земле до этого события, не известно.

В некоторых переводах говорится, что змей был хитрее, чем другие животные. Это не совсем правильно. Выходит, что все животные были хитрецами, а змей, оказался самым хитрым среди них. Поэтому, правильней будет, если назвать змея более разумным существом (родом), в отличие от других зверей полевых.

Сегодня змей – это рептилия, в тоже время он был зверем. Некоторые из его потомков – это огнедышащие драконы, у которых четыре лапы, два крыла и система извержения огня, подобно системе жука-бомбардира, который поливает своих врагов жидкостью в 200 градусов по Цельсию. У дракона, как и у жука-бомбардира, гремучая смесь находится не внутри, а образуется уже за пределами тела. Поэтому, у дракона пламя выходит не изо рта, а воспламеняется, после того, как гремучая смесь выходит из его пасти.

Для чего змей обольстил жену Адама, читайте по ссылке — Зачем змей искусил Еву

Проклятие Йеhовы

Берейшит (Бытие) 3:8-21

Если труд, после проклятия приносит физические нагрузки и усталость, то можно предположить, что Адам не уставал, и работа для него, была любимым занятием.

Всевышний сотворил человека из тех же химических элементов, которые присутствуют в земле. Поэтому, умирая, он превращается в землю – прах. Сотворение Адама – первого человека и сотворение Машиаха – второго человека, существенно отличаются друг от друга. Но оба были без греха, а у Адама положение было даже лучше чем у Йеhошуа, потому что тело его еще не было проклятым. Йеhошуа же родился от грешного человека, живя в смертном теле. Потому и было суждено ему умереть, как и всякому человеку, рожденному женщиной.

Изгнание из Эйдэна

Берейшит (Бытие) 3:22-24

В общепринятых переводах сказано: Вот Адам стал как один из нас – знающий добро и зло. Если бы Адам стал как один из Небесных творений, то в этом не было бы никакой трагедии. Трагедия же заключалась в том, что Адам стал единственным творением, в котором осталось добро и поселилось зло. Даже демоны, не способны делать добро. Падший же человек способен делать добро, руководствуясь Торой.

Если Адаму разрешить вкушать от Древа жизни, тогда он будет жить вечно и беззакониям его не будет конца. По этой причине, Всевышний оградил Дерево жизни от Адама под страхом смерти, а самого Адама поселил в землю, где он был сотворен.

Каин и Эвэль

Берейшит (Бытие) 4:1-8

Почему Всевышний обратил Свое лицо на жертву Эвэля, а на жертву Каина не обратил? Наверное, по той же причине, по которой Он обратил свое лицо на Ноаха и его семейство, а на всех остальных жителей земли не обратил.

11 И это весть, которую вы услышали в самом начале: о том, что мы должны любить друг друга

12 И не уподобляться Каину, который был от Злого и убил собственного брата. Почему он убил его? Потому, что его собственные поступки были злы, а поступки брата – праведны.

13 Не удивляйтесь, братья, если мир ненавидит вас.

(1 письмо от Йоханана 3)

Из этих текстов, мы видим, что причина, по которой Каин убил брата – отсутствие любви. Отсутствие любви – это ненависть. Отсутствие света – тьма, а отсутствие любви – ненависть.

Каин не исполнял основные правила Торы – люби ближнего как самого себя. Поэтому, и отношение к Богу у него было поверхностное.

20 Если кто-либо говорит: “Я люблю Йеhову”, и ненавидит своего брата, он лжёт. Ведь если человек не любит своего брата, которого видит, он не может любить Йеhову, которого не видел.

(1 письмо от Йоханана 3)

Существует версия, будто бы Каин принес не ту жертву – нужно было пролить кровь животного. Но разве жертвы хочет Бог?

6 Ибо преданности (вашей) хочу Я, а не жертвоприношений (ваших), и познания Элоhим (больше), чем всесожжений (ваших).

(Ошейа 6)

Познание Элохим, заключается в нашем отношении к окружающим.

44 Но я говорю вам, любите своих врагов! Молитесь о тех, кто преследует вас!

45 Тогда станете детьми вашего Отца на небесах. Ведь он повелевает своему солнцу светить как над добрыми людьми, так и над злыми, и посылает дождь, как к праведным, так и к неправедным.

46 Какую вы получаете награду, если любите только тех, кто любит вас? Ведь и сборщики налогов поступают так же!

47 И если вы дружелюбны только со своими друзьями, делаете ли вы что-либо необычное? Даже гоим поступают так!

48 Итак, будьте совершенны, подобно тому, как совершенен ваш Отец на небесах.

(Бсура Това от Маттитйаhу 8)

Не стоит думать, что Каин изменил свое отношение к брату после жертвоприношений. Каин уже ненавидел Эвэля. Почему? Потому что:

Потому, что его собственные поступки были злы, а поступки брата – праведны.

(1 письмо от Йоханана 3)

Ненавидел он его, потому что был грешником.

Проклятие Каина

Берейшит (Бытие) 4:9-16

Помимо проклятия Адама, Каин получил еще большее проклятие – он не получит урожай от земли, сколько бы не старался его вырастить.

Потомки Каина

Берейшит (Бытие) 4:17-24

Так как Каин был проклят, и земля не давала плода ему и его потомству, потомки стали осваивать музыкальную культуру, обработку металлов, животноводство. От трудов своих рук они кормились.

Что хотел сказать эти словами Каин, говоря об отмщении? Можно предположить, что он продолжал убивать людей. Потому он сказал, что за его потомка Лэмэха, отмстится семьдесят раз по семь за убийство человека. Так он считал.

Рождение Шейта

Берейшит (Бытие) 4:25,26

После смерти Эвэля и изгнания Каина, у Хаввы родился сын, который восстановил родословную Адама. У него родился Шейт.

Когда у Шейта родился сын Энош, тогда в моду вошло называть своих детей именами, в которых присутствуют элементы имени Всевышнего.  Присутствие имен своих Богов в именах людей есть в каждой религии. Например у ведов, имя Ярослав – слава бога Ярило (Солнца). У греков – Аполлониус – под покровительством бога Аполлона. У евреев – Йеhуда – Йеhова прославится.

Родословная Адама до Ноаха

Берейшит (Бытие) 5:1-32

Человек без женщины не может продолжать свой род, потому Всевышний сотворил человека парным – мужчиной и женщиной.

Родословная берет свое начало от сотворения Адама, т.е. от шестого дня сотворения Мира. В данной главе она останавливает на Ноахе, которому одному из всех потомков Адама, удалось выжить в водах Потопа, благодаря соблюдению Торы.

Развращение человечества

Берейшит (Бытие) 6:1-6

Есть версия, что людей развратили ангелы, которые превращались в людей (а может и не в людей, может быть в других физических существ) и сожительствовали с женщинами. Такая точка зрения имеет право быть, как и все другие. Но возникает Дарвинский вопрос: почему обезьяна сегодня не превращается в человека, а ангелы в человекообразных?

Если виновными стали ангелы женщины, то мужчины, получается, не виновны в этом преступлении.

Причина уничтожения мира, думается в другом, в том же самом грехе, который есть и сегодня, за который мир будет сожжен огнем.

3 Прежде всего, поймите вот что: в Последние Дни появятся насмешники, следующие собственным страстям

4 И спрашивающие: “Ну и где же его обещанное ‘пришествие’? Ведь отцы наши умерли, и ничто не меняется от самого начала творения”.

5 При этом, стремясь показать свою правоту, они упускают из виду тот факт, что именно Словом Элоhим, очень давно, возникли небеса и из воды возникла земля, находившаяся между водами,

6 И потому тот мир погиб, будучи потоплен водой.

7 Нынешние небеса и земля, хранимые тем же самым Словом, сберегаются огню до Дня Суда, когда будут истреблены нечестивые.

(2 письмо от Шимона 3)

За что ждет людей такое жестокое наказание? За то, что женщины совокуплялись с ангелами? Это неверная причина, как и в случае с Потопом. Насилие, грабеж, убийство, все то, что является нарушением Торы. За это постигло людей бедствие в виде Потопа. Тора не предписывает законы о сексуальных отношениях между ангелами или людьми – она предписывает законы о сексуальных отношениях между людьми, указывая, какие являются нравственными, а какие — беззаконными.

Решение Йеhовы – истребить все живое на земле

Берейшит (Бытие) 6:7

Конечно, Всевышний не человек, но Ему было горько, от того, что люди пустились в беззаконие. Изначально же Он сотворил человека безгрешным.

29 Только вот что я нашел: что сотворил Элоhим человека с честным (разумом), они же (люди) пускаются во многие ухищрения.

(Коhэлет 7)

Всевышний не планировал грехопадения, как некоторые это утверждают. Бог не делал человека уязвимым, человек сам сделал себя таковым.

Животные не сделали зла, но они погибли из-за человека, так как воды Потопа не могли уничтожить людей отдельно, не уничтожив все остальное.

Заслуга Ноаха

Берейшит (Бытие) 6:8

Ноах был богобоязненным и соблюдал Тору. Это отличило его от всех остальных жителей земли, потому он и был спасен за свой праведный образ жизни. Его богобоязненность проявлялась в строительстве ковчега на протяжении ста лет. Он верил в предстоящее и делал то, что ему было велено.

Admin

8 Коментариев к статье “Недельная глава Берейшит (В начале) с комментариями”

  1. Людмила:

    26. И сказал Б-г Создадим человека

    создадим человека . Отсюда делали вывод о мягкости Святого, благословен Он. Поскольку человек подобен ангелам и тем может вызвать зависть к себе, – Он держал совет с ними (с ангелами). И когда Он судит царей. Он держит совет со Своею (небесною) свитою. Так находим в (случае с) Ахавом, которому Миха сказал: «Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем по правую и по левую руку Его» [I Кн. Царей 22, 19]. Но разве есть у Него правая и левая сторона? (Означает) лишь, что «стоящие справа» защищают, а «стоящие слева» обвиняют. И также: «По суду ангелов дело, и по слову святых приговор» [Даниэль 4, 14]. Так и здесь Он просил согласия Своей свиты, сказал им: «Среди высших есть (сотворенные) по Моему подобию, и если среди низших не будет по Моему подобию, возникнет зависть в мироздании» [Брахот 33 б]. (Раши)

    в образе Нашем

    в образе Нашем. В нашей форме (которая служит для формирования, для придания очертаний). (Раши)

    по подобию Нашему

    по подобию Нашему. (Способным) к пониманию и разумению. (Раши)

    ! И властвовать будут они над рыбой морской

    и властвовать будут они над рыбой морской. Это может означать как «властвование», רידוי, так и «спуск, падение», ירידה. (Если человек) достоин того, он властвует над зверем и скотом; (если же) не достоин, опускается ниже их, и зверь правит им [Берешит раба 8]. (Раши)

    и над птицей небесной, и над скотом, и над всею землей, и над всем ползучим, что ползает по земле. [Сончино] 27. И сотворил Б-г человека в его образе

    и сотворил Б-г человека в его образе. В форме, предназначенной для него (для его формирования). Ибо все было сотворено речением, а он (человек) был сотворен руками (т.е. действием), как сказано: «И возлагаешь на меня руку Твою» [Псалмы 139, 5]. Он был создан печатью, как монета чеканом, который на французском языке называется oin. И также сказано: «изменялась как глина печатью» [Иов 38, 14]. (Раши)

    , в образе Б-жьем сотворил Он его

    в образе Б-жьем сотворил Он его. Этим объясняется тебе, что предназначенная для него форма была видом отображения его Творца (в котором Он явил Себя пророкам). (Раши)

    1. Admin:

      Раши не является последней инстанцией толкования Торы. Как и все люди, он рассматривает фрагменты на основании своего воспитания. К тому же Раши не признал Йеhошуа — Машиахом. Если для вас он авторитет, то это не значит что и для всех. Да, он проделал громадный труд и много полезного в его трудах, но это не повод делать его истинной в последней инстанции. Все труды человека суета, полны ошибок, неточностей и отсебятины.

    2. Admin:

      Не нужно увлекаться философией. Тора проста.

  2. Людмила:

    Кол.1:15. Он видимый образ невидимого Бога. Он превосходит всё творение…»
    Йешуа, как и Адам, — видимый образ невидимого Бога (Бытие 1:26-27: «Сотворим человека по образу Нашему».) См. Рим. 5:12-21 и 1 Кор. 15:44-49, где более явно производится сравнение Йешуа, «последнего Адама», с первым. (это к вашему утверждению, что у Бога нет образа…)

    1. Admin:

      У Всевышнего нет образа. Образ ему придумали люди. Видимый образ невидимого Бога — это как? Человек сотворен по образу и подобию своему, как и все другие твари. Он является отображением славы Творца, но не образом.

  3. Людмила:

    «В беспорядке, пуста и пустынна..» — описание первобытного хаоса, т.е. состояние мира, на фоне которого развертывается творение. Таким описанием часто открываются мифологические тексты, рассказывающие о сотворении мира. Состояние «хаоса»- тоhу ва-воhу… «И отделил свет Бог от тьмы» — это первое место в тексте, где творение описывается как расчленение хаоса. при этом тьму Бог не создает, она присутствует с самого начала творения. Речь идет только о том, чтобы выделить из нее свет. Желательно, чтобы вы больше исследовали еврейские толкования и комментарии раввинов. Тогда не будете заниматься домыслами, вроде «планета Земля существовала в виде воды» и т.п. Рекомендую Тору с подстрочными толкованиями:

    1. Admin:

      Поему вы так уверены, что здесь никто ничего не читает и не знает? Вы переусердствовали в своих суждениях. Очень много проблем создают христиане переодетые в еврейство.

  4. Сергей:

    Мир вам! Сотворил Бог человека по образу Своему. Означает то,что Бог сделал человека образом нетленного бытия Своего. Что касается того,что Бога не видел никто и никогда? За основу берут то,что сказал Бог Моше( Моисею);- ты не сможешь увидеть лицо моё,потому что не может увидеть Меня человек и остаться в живых.( Исход 33:20 , как в большинстве случаев выдёргивание из контекста) А, что же перед этим попросил Моисей у Бога?! И сказал Моисей:- «пожалуйста,открой мне Славу Свою!» (Исход 33:18) Вывод из вышесказанного:- никто не может увидеть Бога в Славе и остаться в живых,поэтому, чтобы люди имели жизнь — Премудрый отдал Свою Славу — Помазаннику. Да будет так. Авраам видел Бога (Бытие19:27-33); Моисей и старейшины из народа видели Бога(Исход 24 : 10-11; 33:11 );Исайя 6: 5 ; Амос 9 : 1. Продолжение следует…. Всех благ! С уважением, Сергей

Оставить комментарий к записи Сергей